О проблеме объединения ресурсов при реализации государственно-частного партнёрства в профессиональном образовании

Современный колледж — это субъект социально-экономических отношений, удовлетворяющий интересы населения и работодателей при участии государства, обеспечивающего баланс интересов на рынке труда. Именно запросы общества дали импульсы для реального совершенствования и модернизации системы профессионального образования.

 

В целях исполнения п.3 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и постановления Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013г. №62 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Республике Мордовия» в республиканской системе профессионального образования создаётся сеть многофункциональных центров прикладных квалификаций (МЦПК) или учебных центров профессиональных квалификаций (УЦПК) — что одно и то же.

Целью УЦПК является удовлетворение потребности организаций, предприятий, ассоциаций работодателей Республики Мордовия различных форм собственности в квалифицированных кадрах посредством ускоренной профессиональной подготовки персонала широкого спектра направлений и различных сроков обучения. Одним из условий эффективности работы центров является системный анализ и сегментирование рынка и квалификаций, потребностей на подготовку востребованных в регионе кадров по заявленным колледжами направлениям.

Центры ориентированы на целевую подготовку рабочих кадров под реализуемые инновационные проекты в Республике Мордовия и, в первую очередь, на подготовку квалифицированных кадров с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием в рамках создания в регионе образовательных кластеров – агропромышленного, строительного, машиностроительного и т.д.

Разработанные в колледжах и техникумах программы модернизации образования в условиях государственно-частного партнерства включает в себя не только модернизацию инфраструктуры, но и модернизацию процесса предоставления услуг, динамичное реагирование на запросы работодателей, потребности рынка труда и квалификаций, оперативное создание новых направлений подготовки кадров.

Особенностью государственно-частного партнёрства является возможность привлечения финансовых ресурсов – как правило, со стороны частного партнера, и использование ресурсов, находящихся в распоряжении или собственности государства: зданий, сооружений, оборудования, неимущественных прав. Поскольку в большинстве случаев распоряжаться ими может только Правительство РМ или Правительство РФ, то для реализации проекта государственно-частного партнерства необходимо опираться на соответствующий закон или постановление. Проект государственно-частного партнерства должен предусматривать четко прописанные обязательства сторон и, самое главное, равноправные и юридически оформленные механизмы управления совместным проектом со стороны партнеров.

Анализ возможности реализации государственно-частного партнерства в области профессионального образования, проведённый Федеральным институтом развития образования, обращает внимание на то, что бюджетные и автономные учреждения являются основной организационно-правовой формой, а она не дает возможности реально управлять проектом государственно-частного партнерства.

Например, в законе об автономных учреждениях четко предусмотрены права наблюдательных советов образовательных учреждений, причем эти права достаточно невелики. Частный партнер, входящий в состав наблюдательного совета, не сможет реально влиять на развитие совместного проекта, не получит возможности управлять собственными инвестициями в учреждение профессионального образования. Поэтому организационно-правовая форма объекта сферы образования (колледжа, техникума, ресурсного центра и т.п.) очень важна для выбора инструментов государственно-частного партнерства.

Для организации государственно-частного партнёрства в масштабах республики возможно использование определённых организационно-правовых механизмов. Это могут быть юридически обязывающие соглашения, но при условии, что их гарантом должно выступать правительство или комитет по имуществу, поскольку автономное или бюджетное учреждение не являются собственником ресурсов.

Ситуация достаточно проста: если частный партнер выделяет собственные ресурсы или привлекает заёмные – например, под создание учебного центра прикладных квалификаций, – то возникает вопрос о защите этих инвестиций и юридических гарантиях, что эти финансовые средства будут использованы на решение именно тех задач, которые интересуют предпринимателя. Юридически таких инструментов сегодня нет. Есть хорошие отношения директора техникума с директором завода, существуют иные определенные механизмы, но они с трудом воспринимаются современными бизнесменами.

В настоящее время не только образовательная организация стремится к привлечению ресурсов из компаний. Предприятия не в меньшей степени заинтересованы в помощи колледжа или техникума при создании инфраструктуры подготовки и повышения квалификации кадров.

Это первоочередные объекты для работы в области государственно-частного партнерства. Они могут представлять собой либо отдельные структуры, либо структурные подразделения, призванные заниматься чаще всего короткими программами профессионального обучения для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Например, Учебные центры профессиональных квалификаций, создаваемые на принципах государственно-частного партнерства, могут решать задачи, с которыми не в состоянии справиться массовое учреждение профобразования, поскольку в последнем выполняется много различных задач социализации, образования и обеспечивается достижение, в основном, среднего уровня квалификации. Задача достижения действительно современных знаний и компетенций может быть решена только объединением ресурсов частного бизнеса и государства, но не только потому, что бюджет не располагает достаточными ресурсами.

Вливание значительных средств в подготовку специалистов высокой квалификации подразумевает убежденность в необходимости этой работы, а она достижима только при уверенности, что это действительно нужно экономике, что заинтересованная сторона вкладывает в образование и собственные средства. Не благие пожелания на попечительских советах, не разовая поддержка, а реальная деятельность становится сигналом заинтересованности бизнеса в проекте.

Поскольку сегодня интерес частного бизнеса к сфере профессионального образования достаточно велик, очень важно юридически грамотно выстроить систему типовых документов, посвященных реализации конкретных мероприятий: например, созданию учебного центра профессиональных квалификаций, формированию системы подготовки кадров внутри корпорации.

Возникает необходимость:

  • в организационно-правовом оформлении механизма участия работодателей в разработке профессиональных образовательных программ, в образовательном процессе и оценке качества образования;

  • в формировании системы механизмов определения требований к обеспечению качества подготовки выпускников;

  • в проработке организационно-методических и учебно-программных механизмов государственного-частного партнерства для формирования республиканской модели профессионального образования на основе концентрации ресурсов образовательных учреждений среднего и дополнительного профессионального образования;

  • в разработке нормативной правовой и программно-методической базы таких инновационных образовательных структур, как УЦПК, автономные учреждения и Ресурсные центры, создаваемые на основе механизма государственно-частного партнерства.

Для решения этих задач представляется целесообразным в новом учебном году провести курсы повышения квалификации для руководящего состава образовательных организаций профессионального образования на основе проекта, предложенного ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Россиской Федерации» «Разработка и апробация методического обеспечения внедрения современных механизмов частно-государственного партнёрства (ЧГП) в профессиональном образовании, включая предложения по нормативному правовому обеспечению их внедрения».

Тематический план курсов предлагает ознакомление с основами ЧГП в среднем профессиональном образовании. Предполагается изучение механизмов ЧГП в управлении имуществом образовательных организаций и инвестиционной деятельности, связанной со средним профессиональным образованием. Будут освоены механизмы ЧГП в управлении содержательным компонентом начального и среднего профессионального образования. Слушатели курсов овладеют технологией реализации мониторинга и оценки эффективности реализации проектов ЧГП с участием колледжей и техникумов.

 

Ферцев А.С., доцент кафедры педагогики, психологии и управления образованием, к.п.н.